Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Архіў навін

11.12.19

Участие в работе VI Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» в МГУ

10 декабря 2019 года в Московском Государственном Университете им. М.В.Ломоносова прошел VI Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес», участие в котором принимала и учитель информатики ГУО "Лицей №1 г.Минска" Гаевская Вера Алексеевна.

Это мероприятие собрало в стенах МГУ более 1400 человек. В нем приняли участие представители науки, бизнеса, образовательных учреждений, институтов развития и госструктур.

    

Картинки по запросу "VI Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес»"

Инновационная практика в МГУ в этом году была посвящена будущему поколению и его образованию — школьному, высшему и пожизненному, в том числе рассматривались вопросы успеха в профессии, ценности, влияющие на развитие общества и экономики.

Участники конгресса на пленарной сессии "Культурный код экономики страны: все мы родом из детства" обсуждали, под влиянием чего формируются человеческие  ценности, а затем на тематических сессиях - какая форма обучения школьников является наиболее перспективной и как с помощью ИТ-технологий систематизировать процесс обучения, какие профессии будут востребованы в ближайшие годы?

«Технические инновации, являющиеся сегодня частью общего процесса развития экономики, не могут быть успешными вне культурных и социальных инноваций. Ценности, заложенные в детстве, становятся основой личной и профессиональной успешности человека. Поэтому очень важно, чтобы связка «семья — ребёнок — школа» работала как слаженный механизм формирования базовых знаний и навыков»,
— считает первый заместитель генерального директора негосударственного института развития «Иннопрактика» Наталья Попова.

Темы, которые предлагались для обсуждения, волнуют практически каждого человека:

  • Родом из детства: когда и под влиянием чего формируются ценности?
  • «Точка сборки»: где формируются ценности?
  • Диалог поколений: как учащимся расширить кругозор и приобрести опыт, позволяющий привносить свой вклад в развитие страны?

Высокий профессиональный уровень участников дискуссии давал столько пищи для размышлений, что даже просто оценить полученную информацию - требуется время. 

В числе спикеров и экспертов были:

  • заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Голодец,
  • помощник президента Российской Федерации Андрей Фурсенко,
  • министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева,
  • министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков,
  • ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, 
  • генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков;
  • генеральный директор, директор по организационному развитию и управлению персоналом Яндекс в России Елена Бунина,
  • губернаторы городов России.

Перед началом пленарного заседания актер и режиссер Андрей Соколов, открывавший Конгресс, рассуждал о том, что отличает искусственный интеллект (ИИ) от человеческого, в чем его преимущество, как скоро роботы будут принимать решения за человека, а на экране шла демонстрация сюжета с реальным ИИ (фото ниже):

  

 Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева особое внимание обратила на то, что перед каждым ребёнком стоит важная ценностная задача – осознать, что он должен учиться на протяжении всей жизни:

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков заявил, что былые стандарты уже не работают, нельзя получить одно образование и быть успешным всю жизнь. Лозунг "Учиться, учиться и еще раз учиться!" – вновь актуален. Он поделился секретом успеха молодого человека в современном мире и определил, в каком темпе необходимо существовать, чтобы выжить: 

«В условиях достаточно динамичного изменения технологий, действительно, у нас многие профессии могут утратить актуальность еще до того, как будут получены первые выпускники и по тем программам, по которым мы готовим, чтобы этим профессиям соответствовать. Чтобы оставаться на месте в этом мире, нужно быстро бежать, а чтобы продвигаться вперед хоть немного, нужно бежать существенно быстрее. Выпускник для того, чтобы быть конкурентоспособным, должен понимать, что образования, которое он получил когда-то, возможно, не хватит, скорее всего, не хватит для решения задач, с которыми ты столкнешься завтра».

Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий так определил структуру профессий будущего через ближайшие 10 лет:

«К 2030 году очень уверенно прогнозируется, что исчезнут массовые профессии:
водитель, продавец, оператор кол-центра, почтальон.
Исчезнут и некоторые интеллектуальные профессии, которые требуют высшего образования:
бухгалтер, юрисконсульт, нотариус, референт-переводчик.
И в то же время должны появиться новые профессии, новые специалисты по искусственному интеллекту, по 3D-технологиям.
Появятся новые профессии как раз на стыке (это очень важно), междисциплинарность будет востребована по реверсивному инжинирингу, инженерии космических систем, технологий композита, прототипированию… и мы это должны уловить».

Томский губернатор Сергей Жвачкин считает, что в воспитании человеческих ценностей главную роль может играть эмоциональное образование, которое развивают в Губернаторском Светленском лицее (Сергей Жвачкин возглавляет попечительский совет этого уникального образовательного заведения).

Картинки по запросу Томский губернатор Сергей Жвачкин

«Вместе с наукой и технологиями в нашем лицее мы развиваем эмоциональное образование. Его концепция в том, что художественные предметы – изобразительное искусство, дизайн — являются в лицее профильными. Но они не только не мешают физико-математическим дисциплинам, а наоборот, позволяют детям добиваться в них гораздо больших успехов, – рассказал Сергей Жвачкин. — Эмоциональное образование нужно нам для того, чтобы человек писал законы для роботов, а не наоборот».

В результате был получен парадоксальный эффект — при снижении учебной нагрузки на традиционно основные предметы и увеличении нагрузки на предметы художественно-эстетического цикла качество успеваемости по всем общеобразовательным предметам повышается. Далее Сергей Жвачкин рассказал, что Губернаторский Светленский лицей стал показывать самые высокие результаты на физико-математических олимпиадах и конкурсах - это итог введенного эмоционального образования. 

Вот то, над чем надо задуматься и нашему лицею.

Профессор МГУ, российский экономист-кибернетик Ведута Е.Н. говорила о том, что 

Картинки по запросу "Профессор МГУ Ведута Е.Н.""

"мы много любим говорить об искусственном интеллекте (ИИ), ничего не понимая в нем. И может так случиться, что глобальный ИИ по-американски определит нам одно из последних мест в глобальной иерархии, оставив страну без достойного будущего. И это может произойти с нами потому, что мы забыли, что чиновник — всего лишь продукт системы, который ничего не хочет и не может предложить для ее совершенствования. Поэтому, когда он главенствует при создании ИИ, то обслуживающим его примитивные задачи айтишникам только и остается копировать чужой опыт, встраивая тем самым страну в подчинение глобального ИИ" 

На протяжении всего мероприятия работала выставка образовательных технологий — Территория достижений.
Площадка собрала прикладные научно-исследовательские разработки школьников, молодых ученых и предпринимателей, направленные на развитие человеческого капитала.
На выставке были представлены инновации для обучения и развития различных навыков, включая VR- и нейротехнологии, образовательные платформы, технологическое оборудование для занятий по экологии, проекты на основе информационных и блокчейн-технологий, и другие проекты.

Например, образовательный набор "Умная теплица" позволяет обучать школьников создавать свои проекты на примере этого:


И таких наборов разных направлений  предлагалось много.

 

Ткань, которую используют для пошива термобелья (её секрет - в специальных нитях), разработал студент МГУ: 


Автор проекта Андрей Коган рассказывает, что сама по себе идея не нова, но его коллекция не просто номинально носит название теплой, но и реально способна согреть:

- Я сделал одежду, которая надевается первым или вторым слоем, и тогда она сто процентов греет вас, а не воздух, улицу или что-то еще.Такие куртки по большей части предназначены для охотников и рыбаков, то есть для людей, которые длительное время находятся на холоде.

  

Здесь же был представлен очень интересный журнал с призывным названием "ДУМАЙ" - и для школьников, и для родителей, и для учителей! Хотелось таких журналов взять побольше...
В нем - самые разные увлекательные материалы по физике, математике, географии, биологии, химии и другим учебным предметам: 

Вот этот номер теперь будет лежать на столе у Веры Алексеевны - пусть ученики читают, вникают, думают ... и делают!

Вере Алексеевне хотелось  принять участие в работе разных секций, но они работали одновременно, поэтому она выбрала секцию "HR-территория" культура и образование" в дебатах "Инновации идут в школу". Участники обсуждали в группах, где были и учителя, и бизнесмены, что же мешает сотрудничеству, как предупредить профессиональное выгорание учителя.

В это же время подростки 12-14 лет в других аудиториях обсуждали похожие вопросы - туда взрослых не допустили, это был детский трек!  

А вот так мы подводили итоги дискуссии:

По итогам этого опроса появляется облако слов, которые указали участники...